Продолжение. Начало здесь.
Теперь должно быть ясно, что сама концепция григорианской «реформы» церкви является маскировкой революционного характера проекта реформаторов.
«Идея о том, что григорианцы были строгими традиционалистами, является серьезным упрощением, — утверждают Джон Мейендорф и Аристидес Пападакис. — Общепринятый вывод, рассматривающий григорианцев как защитников последовательно единой традиции, в значительной степени выдумка».
На самом деле, до XII века «хрупкая власть папы над западным христианством была в значительной степени воображаемой. Приходской мир римской политики был фактически единственным доменом папства». Авиад Кляйнберг даже утверждает, что «до двенадцатого века, когда папе был навязан статус высшего религиозного авторитета в вопросах образования и юрисдикции, не существовало организации, которую можно было бы назвать «Церковью».
И конечно же, до конца восьмого века не было «пап» в современном смысле слова. Этот ласковый титул, происходящий от греческого papa, давался каждому епископу. Даже традиционная история говорит о периоде «византийского папства», закончившемся в 752 году с завоеванием Италии франками, и учит, что гражданские, военные и даже церковные дела тогда находились под надзором экзарха Равенны, греческого представителя византийского императора.
Свежие комментарии